Версия для печати

Проповедь на Преображение

Четверг, 29 Августа 2019 20:43

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Седмица 10-я по Пятидесятнице.

6 августа / 19 августа 2019 г.

Подготовил иерей Андрей Дьяченко клирик храма преподобного Андрея Рублева в Раменках гор.Москвы

Братья и сестры, сегодня мы отмечаем один из великих двунадесятых праздников - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Преображение Господне.

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, я́коже можа́ху, да возсия́ет и нам, гре́шным, свет Твой присносу́щный моли́твами Богоро́дицы, Светода́вче, сла́ва Тебе́. – поет сегодня Святая Церковь.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда Господь чудесным образом показал своим ученикам славу Божества.

Преображение происходит на горе Фавор. Оно описывается у трех Евангелистов: у Матфея, Марка и Луки. Все они связывают его со словом Господа, которое он сказал за шесть, а по счету св. Апостола Луки, за восемь дней до этого. Господь сказал ученикам о предстоящих Ему страданиях, о несении креста Его последователями и о скором явлении Царствия Божия, пришедшего в силе. Но и это еще не все. Перед этим, на вопрос Господа к ученикам – кем Его, Сына Человеческого, почитают люди «они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16:14). А на вопрос к ученикам – кем же они Его почитают «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16).

Итак, взял Иисус с Собой Петра, Иакова и Иоанна, брата его, восшел с ними на гору и преобразился пред ними, лицо Его просияло, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет и явились им Моисей и Илия, беседующие с Ним. Они говорили о том, что ждет Его в Иерусалиме. Петр восклицает о том, что здесь хорошо быть и предлагает сделать три кущи (шалаша) – одну Ему, а другие Моисею и Илии. И когда еще Петр не окончил своей речи, облак светлый осиял их и услышали глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5). Услышав же глас, ученики испугались и упали на землю ниц, пока Господь не сказал им «встаньте и не бойтесь». Когда открыли они глаза, то никого не увидели кроме Иисуса. Они спустились с горы, а Господь поручил им не говорить об этом, пока Он не воскреснет из мертвых.

Они открыли глаза и никого не увидели кроме Иисуса, казалось бы, незначительная подробность, однако, именно она указывает на реальность события. Можно было бы красочно рассказать о тех переживаниях, который пережили ученики, находясь в облаке и прочее. Но они молчат. Евангелист Матфей мог бы окончить повествование на словах «встаньте и не бойтесь». Однако он не только не сделал этого, но живописно изображает происходившее. Историческая действительность этого события признается лучшими толкователями достоверною.

На горе ученики видят Спасителя с пророками Моисеем и Илией. Почему? Потому как необходимо развеять те сомнения, которые касались личности Иисуса. Когда Господь преобразился и был в сиянии нетварного света, тогда явились Святые пророки Моисей и Илия и беседуют с Ним, говоря о том, что Его ожидает в Иерусалиме. Явились, чтобы удостоверить о Его Божественном Существе. Явились, так как только Он властен над небом и землей, над жизнью и смертью, потому что повелел небу и явил Илию, повелел земле и воскресил Моисея. Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Ни Моисей, через которого был дан закон Божий, ни Илия, этот великий ревнитель славы Божией, не предстали бы и не повиновались бы Тому, Кто не был бы на самом деле Сыном Божиим. Являя Ветхозаветных пророков пред учениками, в будущем Новозаветными Апостолами, Он в целом объединяет их всех, являя служителями единого Бога. Как Святые пророки претерпевали гонения и нужду, в нестяжании служили Богу и достигли Славы Небесной, так и будущим Апостолам предстоит идти таким же путем спасения.

«И взирали друг на друга: пророки - на апостолов, апостолы - на пророков. Увидели там друг друга, началовожди Завета Ветхого началовождей Завета Нового. Святой Моисей увидел освященного Симона. Домоприставник Отца увидел приставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн, другой поставлял сень, чтобы создать Церковь. Девственник Ветхого Завета увидел девственника Завета Нового, Илия - Иоанна, восшедший на колесницу огненную - припадшего к персям Пламени. Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих Заветов: один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его.» - пишет Святой Ефрем Сирин.

Преобразившийся сияющий Господь, встреча с Пророками и уединенное горное место, что может быть лучше. Несомненно, и каждый из нас, как и Петр воскликнул бы – «Господи добро нам здесь быти!». Сделаем три кущи, тебе и пророкам, и лучше бы нам не возвращаться в дольний мир злобы и коварства, угрожающий Тебе страданиями и смертью.

Но неужели Господь пришел для того, чтобы остаться в тихом уединенном месте на вершине горы? О чем говоришь ты Петр? Кто же тогда исполнит то, что говорили о Спасителе пророки? Кто ж тогда исправит человекам путь ко спасению, восстановит связь с Богом, место в Царстве Небесном, утерянное Адамовым падением? Для того ли Господь вочеловечился, чтобы иметь радость в кущах на красивой горе? Нет, и многажды раз нет.

И в подтверждение этому облак осиял их и услышали глас Отца Небесного – Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Сын возлюбленный. А куда Он идет? На вольные страдания. Зачем? Чтобы спасти падшее человечество. А почему? Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:14). Отец так любит Сына, что для жертвы нас ради человеков выбирает Его. Потому что в жертву приноситься всегда самое дорогое.

Но ради чего или кого? Ради тварного и тленного человека? Да, и чтоб он не погиб. Не вообразимая человеческим умом сила любви. Неподражаемая, но указывающая образ любви Отца к Сыну, к людям, дает нам пример той любви, к которой каждый из нас призван и которой мы можем и должны научиться. Думал ли каждый из нас, как свет превыше всякого света является ученикам? Огонь превыше солнца? Что стоит между Преобразившимся во Славе Господом и учениками. Конечно же любовь. Ответ мы слышим в тропаре - «яко же можаху», на столько (по любви) являет Господь Свою славу – свет, на сколько могут вместить ученики Его. Не больше не меньше.

Господь показывает ученикам не только славу Своего Божества, Он показывает тот образ, которого достигают праведники о Господе. «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» - говорит Господь (Мф. 13:43).

Так преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым просиял тем светом благодати, которым Сам Христос просиял перед апостолами. Они воскликнули: «хорошо нам здесь быти» (Матфея 17:4). И Мотовилов воскликнул, обращаясь к преподобному Серафиму: «Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу». На что батюшка Серафим ответил ему: «Это… тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, — Я даю вам».

В Преображении Господь открывает и показывает не только Апостолам, но каждому из нас свет Царства Небесного, который проявляется в каждой душе и в каждом сердце если там живет любовь. Потому как только любящее сердце излучает свет. И только в любящее сердце вселяется Господь. Любовью пронизано все Евангелие, ибо Бог есть любовь. И нам остается только одно - научиться любви, жить любовью и сеять любовь. И тогда, оставив бренный мир, просияем в Царстве Небесном с Господом, где любовь превыше всякой любви и свет превыше всякого света.

С древних времен на праздник Преображения установилась традиция освящать первый урожай плодов земных, а в нашем климате — это яблоки. Образ нового урожая олицетворяет новую жизнь. Новая жизнь связана с Преображением от ветхого человека в нового, как и в природе после долгого периода весеннего и летного становления, древо плодоносное разрешается спелыми плодами. Как бы говоря нам, что зимние стужи, засухи и ветра, перенесенные древом, имеют результат, воплотившийся в плодах. Так жизнь каждого христианина, идущего путем подвига, путем всестороннего воздержания и самоограничениия, поста и молитвы, увенчивается в конце достойными плодами – венцами в Царстве Небесном.

Аминь.

Список литературы:

  1. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Т.7(2) – М., 2001 (репр. СПб., 1901). – 912 с.

  2. Полный православный богословский энциклопедический словарь, Т.2 – М.,1992 (репр. СПб., Изд. Сойкина).

  3. Свт. Ефрем Сирин, творения, Т.2. – М., изд. Центр им. Св. Василия Великого, изд. Дом «Русскiй Паломникъ», 2014. – 416 с.

  4. Таушев Аверкий, архиепископ, Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М., ПСТГУ, 2010. - 842 с.

  5. Толковая Библия или комментарии на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Завета, под редакцией Лопухина, Книга 2, тома 6,7,8,9,10,11, - Харвест, 2004 (репр. 1904-1913 гг.). – 1312 с.