На XIV Международных Рождественских образовательных чтениях (2006 г.) в конференц-зале Российской государственной библиотеки, где работала секция «Церковнославянский язык – преломление традиций в современной культуре», к аналою был прикреплен лист, с которого многие переписали себе стихотворение В. Афанасьева:
Церковнославянский язык…
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного Богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковнославянский язык.
По подсчетам академиков А.А. Шахматова и Л.В. Щербы, более 55% всех элементов современного русского языка прямо или косвенно восходят к церковнославянскому (буквы и принципы орфографии, целые грамматические категории, синтаксические конструкции и целый пласт огромного словарного состава). Это видно в таких, например, словах:
русские |
церковнославянские |
мороз |
мраз |
воробей |
врабий |
соловей |
славий |
голос |
глас |
колос |
клас |
озеро |
езеро |
осень |
есень |
один |
един |
В большинстве случаев церковнославянские слова звучат более торжественно, возвышенно. Это помогает различать: есть земная жизнь с папой и мамой, которые могут ждать нас у ворот или работать в огороде; есть и Царство Небесное, которое можно ощутить, войдя в церковную ограду храма Покрова Божией Матери, увидев отверзание царских врат и молитвенно воззвав к Отцу Небесному: «Отче наш…».
Как-то по-особому подготавливается душа к Великому Посту таким седальном Триоди Постной:
Отверзошася Божественнаго покаяния преддверие: приступим усердно, очистивши телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в Царствие Небесное, десятины всего лета приносяще всех Царю, яко да и Воскресение Его любовию узрим.
Этот седален читается в понедельник сырной недели, в 2006 году совпавшей с празднованием равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (14/27 февраля).
В февральской Минее равноапостольный Кирилл именуется духовным родителем русского народа и воспевается таким кондаком:
Твердым и Богодохновенным учением просвещая мир пресветлыми зарями, обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне, разсевая пресветлое Божие слове, на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.
Азбука, богодухновенно и творчески составленная святым Кириллом, соответствовала звукам, свойственным разговорной речи славян. Эта азбука, называемая глаголицей, содержит 40 букв. Первая из них «азъ» изображается крестом +. Слово «аз» означает местоимения «я». Так что, когда неграмотный человек ставил на документе вместо подписи крестик, этим он как бы сообщал: «Вот я и вот мой крест». Начертания многих букв глаголицы составлены из различных сочетаний креста, круга и треугольника, символически указывающих на Божество: Крест Господень, круг – знак бесконечности и треугольник – символ Святой Троицы.
А та азбука, которую мы называем кириллицей и которая много позаимствовала из греческого, составлена не самим равноапостольным Кириллом, а его учеником – равноапостольным Климентом, епископом Охридским.
Известны многие азбучные молитвы, имеющие двоякое назначение: возносить славу Богу и помогать выучивать азбуку, так как начальные буквы стихов соответствуют порядку букв в алфавите. Замечателен «Алфавит духовный» святителя Димитрия Ростовского. А закончу статью азбучным размышлением:
Андрея преподобного приход наш носит имя,
Божественного дара иконописания обладателя.
Верим, что покровитель наш небесный,
Главою Церкви – Христом – подкрепляем, нам сугубо помогает.
Даже сухая палка может расцвести,
Если благодать Божия будет действовать в ней.
Ёлочка Рождественская с нашей помощью после праздника может стать
Журавликами деревянными.
Зимняя стужа не может охладить сердце, горящее любовию к Богу,
И летниЙ зной не иссушит истинных слез покаяния.
Когда очистится от скверны сердце, взыскующее Бога,
Любовь Творца заполнит его.
Мы сами выбираем направление: «к Богу» или «от Бога»,
Никого не вводят в рай насильно.
Одному человеку трудно, но где двое или трое собраны во Имя Божие –
Посреди них Сам Бог.
Разум горделивый ограничен самостью,
Смиренномудрый постигает беспредельное.
Творче наш, Безначальный и Всемогущий,
Уврачуй души наши, грехом поврежденные.
Фаворским светом облиставший учеников Своих,
Хотя бы отблеском этого света просвети наши очи духовные.
Целью жизни Поставивший Духа Святаго стяжание,
Человеку и Богу – Иисусу Христу – уподобление,
Шествовать стезями заповедей Твоих, Господи, помоги.
ЩедростЬ Твоя, Боже, бЫвшая от начала создания, обЪемлет нас и ныне:
Это любовь, созидающая, согревающая и умудряющая
Юных и старых, всех и все,
2006 г.