Отец Андрей Дьяченко: служение в главном храме ВС Рф

Отец Андрей Дьяченко: служение в главном храме ВС Рф

14 июня 2020 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — Главного храма Вооруженных сил РФ, расположенного в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке. Одним из двух священников, назначенных Святейшим Патриархом служить в этом соборе, стал иерей нашего храма Андрей Дьяченко.

- Отец Андрей, Вы теперь служите не только в нашем храме в Раменках, не только работаете в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами, но и служите в Главном храме Вооруженных сил РФ.

- Да, это назначение стало для меня полной неожиданностью! Признаюсь, ездить мне теперь не близко – в подмосковную Кубинку.

Новый храм, и мемориальный комплекс вокруг него – это уникальное место. Я вижу, как все, кто туда приезжает, включая  скептиков и недоброжелателей (а они тоже приезжают), увидев храм вживую, как правило, меняют свое мнение и отношение к нему. Потому что он не может не впечатлить. Конечно, такие короткие сроки строительства – и храм, и грандиозный мемориал рекордно построили за полтора года. Есть, конечно, мелкие недочеты. Но их вообще не заметно, когда видишь это общее величие. 

Такие храмы - в честь больших побед, воинские храмы – это наша традиция. Все знают, к примеру, что Храм Христа Спасителя был также воздвигнут на народные деньги в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И храм, построенный сейчас в «Патриоте» к 75-летию победы в Великой Отечественной, прославляет величайшую победу Жизни над смертью.

Кстати, название храма – Патриарший собор во имя Воскресения Христова - выбрано неслучайно: в празднике Воскресения звучит вечная радость победы Христа над диаволом, над смертью, над злом. Ведь война – это безусловное зло, попущенное нам за наши грехи.

Все в храме отражает преемственность поколений русского воинства, непрерывность нашей истории. Он посвящен всем значимым ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны.

А какой мемориал около храма! Это вообще отдельный разговор. Если будете там, то обязательно осмотрите и его. На меня очень глубокое впечатление произвели гильзы с землей  из тысяч братских могил с мест боёв.  

На сайте храма можно прочитать основную информацию о храме. В нем шесть престолов. Нижний храм освящен в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. В верхнем храме – центральный во имя Воскресенья  Христова, а четыре престола, каждый из которых посвящен святому покровителю одного из четырех видов и родов войск:  Пророку Илии – покровителю Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, князю Александру Невскому -  покровителю Сухопутных войск, великомученице Варваре – это Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и апостолу Андрею Первозванному - покровителю Военно-морского флота, коим он считался еще до революции.

- Расскажите, пожалуйста, впечатления от своего служения в новом храме.

- В большом храме всегда тяжело служить. Торжественно. Хорошо, что наконец начали появляться постоянные прихожане, начал складываться приход. Ведь в округе много больших дачных поселков, где живут дачники. Но это летом. А что будет осенью и зимой – посмотрим. Пока нас, назначенных священников, служит всего двое. Второй священник, уже давно окормляет серьезное воинское подразделение. Часто в храм приезжают батюшки, которые давно занимаются окормлением военизированных структур, они также имеют ордена и медали. Немного, но есть и такие батюшки, что встали на путь военного священства после того, как в прошлом они были военнослужащими.

Недавно привозили мощи св. Луки Войно-Ясинецкого, и 30-го августа там служили клирики нашего храма совместно с клириками Михайловского благочиния, канон пели, акафист. Службу возглавлял настоятель нашего храма протоиерей Андрей Галухин.

Сейчас много экскурсий приезжает. Люди приезжают на автобусах из других городов – посмотреть. Ветераны с экскурсиями приезжают.

Некоторым кажется странным соединение Церкви и армии. Но ведь это не просто соединение оружия и человеческого ресурса, это все-таки дух, который воспитывается на православной вере. А священник как раз и должен донести до людей понимание, что зло, которое проявляется в мире, может быть попущено Богом за грехи. И если не происходит церковного обращения, покаяния, осмысления своей греховности, то зло распространяется, увеличивается. Так возникают войны, зло.

К сожалению, наша современная жизнь, лишенная серьезных испытаний, нас немного расхолаживает: мы забываем, почему нам была ниспослана та страшная война, забываем, каким образом нам была ниспослана Победа, какова была в этом роль Церкви и роль каждого человека как христианина.

Здесь, в этом храме, сама роспись, сама обстановка напоминают человеку, что он находится не просто в храме, где совершается Литургия, молитва. Здесь все напоминает о тех событиях нашей истории, когда, казалось бы, неоткуда было ожидать помощи. Но нежданно приходила помощь Богородицы и святых. Здесь показана эта связь – молитвы и жизни общества, церковной жизни и ее отражения на жизнь светскую, на жизнь всего общества. Потому что именно общество как раз и попадает в ситуацию, когда начинается война, агрессия, катастрофы.  Повторю, тут есть понимание их неразрывной целостности Церкви - молитвы и светской жизни.

Как бы мы ни говорили о том, что Церковь отделена от государства, это все же касается участия в политической жизни страны, участия в партийных движениях. Видимая Церковь все равно является частью государства: ведь мы все живем в государстве, мы молимся за воинство, за власти, призываем народ жить честно и праведно, по заповедям. А раз человек в этом обществе живет по заповедям, по христианским принципам, то он естественно и становится честным гражданином: он ведь не может быть одновременно непорядочным гражданином и честным христианином. Так не бывает. И если попущена война, то это та лакмусовая бумажка, которая определяет состояние общества, определяет то, как мы из нее выйдем – с молитвой или исчезнем как нация.  

Беседовала Анна Кисличенко