И опять о каноне Андрея Критского

И опять о каноне Андрея Критского

Об истории Великого покаянного канона написала наша прихожанка Людмила Бабаджанян.

История Великого покаянного канона святого Андрея Критского (660-740)

Великий канон – венец, итог церковно-поэтических трудов преп. Андрея Критского, – был создан святым в зрелом возрасте. Косвенно на это указывает строка того же канона «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща», то есть не отрини, несмотря на старость.   А старым человек в то время считался уже после пятидесяти лет. 

Великий канон изначально предназначался для храма, в котором  служил преп. Андрей,  а не для повсеместного храмового употребления. По мнению ученых-исследователей, сочинение преп. Андрея Критского возникло как его предсмертная автобиография, как  личное покаяние за  участие в лжесоборе 712 года, когда под давлением императора-ересиарха в числе других участников он подписал осуждение решений VI  Вселенского Собора.  Это – служба бедствия. 

Следует сказать, что при жизни преп. Андрея Критского вообще понятия «канон» еще не было. Его творение называлось «Стихи святогорца» или «Последование песней святогорца» (за ним закрепилось имя Иерусалимлянина со дней  службы на Святой земле). Последование состояло из 210 тропарей, духовно созерцающих чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов и побуждающих людей к строгому трезвению и высоким духовным истинам, а главное – упованию на Бога, готового прийти на помощь всем кающимся и глубоко скорбящим о своих грехах людям.

Когда распространилось и стало входить в богослужебный обиход молитвенное почитание преподобной Марии  Египетской, к Великому канону признательная Церковь присоединила  еще 40 тропарей, обращенных к святой подвижнице, а также к самому автору текста  – блаженному Андрею Критскому. И канон стал таким, каким мы знаем его сейчас.

Правда, трудно сказать, когда было сделано это дополнение.  Известно лишь, что первое житие преп. Марии  Египетской было написано Софронием Иерусалимским (560-638), а канон – преп. Симеоном Метафрастом (900-960).

Великий канон был введен в общецерковный обиход при преп. Феодоре Студите (759-826), который  жил на рубеже VIII–IX веков. Преп. Феодору по его монашескому устроению оказались глубоко созвучны каноны преп. Андрея, особенно его богословская составляющая, окончание каждой песни Троичным и Богородичным. Он посчитал важным восстановить его в богослужебной практике. Авторитет преп. Феодора Студита был так высок, что его инициатива включить канон в состав великопостного богослужения не встретила возражений современников.

Созвучие и любовь преп. Феодора Студита к творчеству святого Андрея Критского можно увидеть и в следующем факте. Преп. Феодор написал канон «О Страшном суде», для которого взял ирмосы Великого канона – «Помощник и покровитель» и другие, добавив к ним собственные тропари. Он сделал это для того, чтобы, говоря о Страшном суде, мелодически и ритмически привязать это воспоминание к Великому посту.  В результате, когда на первой седмице поста начинают петь повечерие с каноном преп. Андрея, на ту же самую мелодию и с употреблением тех же ирмосов, это сразу отсылает слушателя к теме Страшного суда и необходимости покаяния. А звучание ирмосов Великого канона за неделю до начала первой седмицы настраивает человека на подвиги, готовит к покаянию; ритм и мелодия готовят слушателя наподобие увертюры к восприятию Покаянного канона святого Андрея Критского.

Впервые канон зазвучал в Константинополе во время известного землетрясения 790 года, когда жители города, объятые страхом, вышли на улицы и молились. Тогда монахини обители святого Патапия Иерусалимского начали впервые читать Великий покаянный канон Андрея Критского, рукопись которого много лет хранилась в их монастырской библиотеке. Они чтили имя святого Андрея и потому прибегли к его творению.

В этом же качестве покаянной службы бедствия Великий канон в течение недели читался одесситами во время Крымской войны 1853–1854 годов, когда английская эскадра заняла рейд Одессы с целью высадки десанта. В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы один из английских кораблей внезапно подорвался на мине и получил повреждения. Высадка противника так и не состоялась, эскадра ушла, не выполнив своих намерений.

БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ
Пятница, 14 мая, в 16:00
ИЗО
Воскресенье, 16 мая, в 12:00
Игры. Творчество
Воскресенье, 16 мая, в 12:30
Введение в Закон Божий
Воскресенье, 16 мая, в 13:00
Творчество
Воскресенье, 16 мая, в 13:45
История Церкви
Воскресенье, 16 мая, в 14:00
Церковно-славянский язык
Воскресенье, 16 мая, в 14:30
Закон Божий
Понедельник, 17 мая, в 17:00
Рукоделие